Эколог: ожидает ли Тарту и Тартуский уезд статус Ээнекоски?

Non-Russian speakers of this blog, don’t panic. I am not converting from English. This is a translation of an article that I posted yesterday about an issue that is under discussion here in Tartu. It is intended for Russian speakers here who may be interested.

Эколог: ожидает ли Тарту и Тартуский уезд статус Ээнекоски? Добавлено возражение Маргуса Кохава

Tartu Postimees

https://tartu.postimees.ee/4402861/keskkonnateadlane-kas-tartut-ja-tartumaad-ootab-aanekoski-saatus#cxrecs_s

8 февраля 2018 г., 16:23

 

Стремясь рассеять страхи, которыми сопровождаются планы построить под Тарту на реке Эмаыйги большой завод по рафинированию древесины, приводится одним из положительных примеров действующий в Ээнекоски (Финляндия), практически не дающий зловонных выбросов экологический завод по переработке биопродуктов. Тем не менее, публикации в интернете, найденные экологом Эриком Пуура, показывают, что порой жители этого финского региона бывают очень сильно обеспокоены деятельностью завода. Ожидает ли Тарту аналогичный статус, спрашивает ученый.

Я до сих пор не поставил ни одной подписи «за» или «против» целлюлозного завода. Я хотел рассмотреть все аргументы с научной точки зрения, и в имеющихся обращениях были формулировки, которые я мог бы более основательно взвесить. Однако моя деятельность настолько бурная, что сейчас я взял неделю отпуска. Подумал, что просто возьму передышку, но мозг направился к просторам интернета, чтобы получить дополнительные звенья в своей общей оценке.

Представляю в своем воображении тот день, когда мы впервые почувствуем запах, будь то в Тарту либо на реке или походных тропах в его окрестностях. И тогда, глядя в зеркало, мы спросим у себя, действительно ли это было самое лучшее, что мы могли сделать в Эстонии и в Тарту?

В соответствии со своей должностью я нахожусь в двух состояниях. Как ответственный за предпринимательские отношения университета (автор работает проректором Тартуского университета – ред.) я обязан развивать эти отношения, поскольку университет должен способствовать развитию предпринимательства. В другой стороны, как руководитель по развитию университета я должен гарантировать, чтобы среда в Тарту для научно-исследовательской работы постоянно улучшалась. Во имя этого в последнее время мы вместе с горуправой приложили немало усилий.

Однако настоящее мнение я представляю не как руководитель университета, а как житель города Тарту и эколог. Здесь моя семья, здесь семьи моих друзей и коллег, это наш единственный дом на этой планете.

И хотя мне давно не приходилось писать цитируемых научных работ, я смотрю на разные проблемы со своей образовательной базы, опираясь на предыдущий научный опыт – будь то полученные дипломы и научные степени по геологии, охране окружающей среды и химической технике. И поэтому я никогда сразу не поддерживаю ни одно движение, а пропускаю через себя те противоречия, которые возникают на границах между развитием промышленности, создающей богатство для общества в целом, и защитой природы и окружающей среды.

Вмешиваясь исключительно по своей инициативе, мы вместе с Калле Пильт пару лет назад решили проблему неприятного запаха в гимназии Ляхте. Нам удалось показать, что хотя измерительные аппараты утверждают одно, все же следует действовать в соответствии с принципом предусмотрительности и полагать, что имеются люди с разной чувствительностью, на здоровье которых неприятный запах может оказать пагубное воздействие. Когда же было решено заменить половые покрытия во всем здании школы, выяснилось, что само покрытие являлось препятствием для находящегося под ним невысохшего, воняющего клея, который служил источником опасных соединений в воздухе школы – именно в таком количестве, что у более чувствительных возникали нарушения здоровья. Всегда следует заниматься причинами, а не последствиями. Особенно если возможными пострадавшими являются дети. Посчастливилось также найти аналогичные ситуации в других частях мира, согласно которым выделение веществ длилось бы еще, по меньшей мере, более десяти лет! Такая аналогия как раз и стала чашей весов в процессах принятия решения, поскольку мы поняли, что само собой ничего не улаживается. Я привел здесь этот пример, чтобы далее объяснить, как умные решения следует делать именно на основе аналогий.

В настоящий момент я вижу вокруг себя сотни, даже тысячи людей, которые парализованы мыслью, что вскоре под Тарту может возникнуть гигантский завод по рафинированию древесины. Люди часами сидят вместе, составляют обращения и петиции, пытаются понять, на каких этапах согласно законам можно обращаться с вопросами и предъявлять претензии. Естественно, впереди ожидаются запланированные исследования, но я задал себе вопрос, не можем ли мы на основе аналогов уже сейчас предугадать, что нас ожидает в будущем?

Все понимают, что мы не должны вывозить из Эстонии древесину без облагораживания. Совершенно ясно, что это очень широкая тема для сотрудничества предпринимателей и ученых. Я понимаю также то, что предприниматели не желают ждать, поскольку испытание и внедрение новых технологий может занять десятки лет, и всем нам идет в убыток, когда за счет нашего сырья зарабатывается доход в другой части мира. В этом отношении я не понимаю упреков к профессору Урмасу Варблане, который со всей душой посвятил много времени оценке возможностей развития деревообрабатывающей промышленности Эстонии и, тем не менее, последним видит предпринимательство, которое в экономическом смысле находилось бы в интересах всего государства. Но Урмас не эколог, и его мнение в научной сфере нельзя противопоставить в понятии «за» или «против» ко мнению экологов.

Рассмотрим более крупную картину как планирование развитий в соответствии с законами. Университетский город Тарту продолжает быстро развиваться. В сотрудничестве между городом, университетами, клиникой и предпринимателями, которое усилилось за последние годы, в Тарту создается новая среда, которая приводит к появлению сотен, а при том же темпе развития даже тысячи новых высокооплачиваемых рабочих мест с высокой прибавочной стоимостью. Мероприятия на международном высшем уровне приводят в Тарту все больше гостей, которые наслаждаются достопримечательностями академического города и подтверждают в один голос желание вернуться сюда обратно. Продолжающаяся интернационализация города, опирающаяся, прежде всего, на концепцию умного города, открывает Тарту новые быстрые возможности связи со всем миром. Безработица в Тартуском регионе одна из самых низких в Эстонии.

Я думаю, что не ошибусь, если скажу, что основой модели развития Тартуского региона является чистая окружающая среда. Все мы хотим, чтобы купаться и ловить рыбу в Эмаыйги можно было абсолютно спокойно, не думая о рисках возможного загрязнения, и мы знаем, что проблемы Чудского озера, подверженного риску эвтрофикации, можно решить только при условии, что вода в Эмайыги станет чище.

Также состояние городского воздуха Тарту требует улучшения, и основным риском при инверсионном эффекте является химическое загрязнение на перекрестках с плотным движением в долине реки Эмайыги и в частях города, где используется печное отопление. Экологическое поведение требует улучшения, поскольку явно чувствуется неприятный запах, указывающий на то, что в печах сжигаются также упаковки, в результате чего мы вдыхаем очень опасные соединения. Тартусцы хорошо помнят смрад от мясокомбината, который, распространяясь по всему городу, вызывал сильный стресс. Каждый такой новый факт был бы излишним, а мы все же стремимся к лучшему.

На этом фоне тартусцам посредством принятия государственной специальной планировки было сообщено, что единственным возможным местоположением для строящегося гигантского предприятия является расположение возле реки Эмайыги с последующим сбросом в нее сточных вод. Поскольку необходимо также наличие транспортных соединений, то помимо близости к Эмайыги завод должен располагаться также рядом с Тарту.

Я хотел бы сам доверять предпринимателям, которые говорят, что если по результатам исследований выяснится, что строительство завода недопустимо с точки зрения защиты экологии, завода не будет. Однако я, конечно, предвижу бесконечные споры о том, что все же является допустимым с точки зрения защиты экологии, а что нет. Поскольку одно дело – выполнять всё согласно законам и нормам и совсем другое дело – в соответствии с причиняемым людям беспокойством и с учетом общей картины воздействий на экологию. Я хотел бы сам для себя получить подтверждение, что на данный момент самым правильным способом действий будет просто подождать.

Однако появились обстоятельства, которые заставили меня сильно сомневаться, действительно ли мы достигнем общего светлого будущего, действуя согласно законам. Такой стрелкой весов стало утверждение, что как аналог новый образцовый завод биопродукции в Ээнекоски не создает неприятных запахов.

В поисках доказательства этого утверждения я начал читать веб-форум региона Ээнекоски, где 3 сентября появилась тематическая ветка «Почему новый целлюлозный завод каждый день издает дурной запах?».

Поскольку я свободно владею финским языком, то далее привожу некоторые выдержки из публикаций по этой теме.

[5.09.2017] Это действительно правда, что автомобили следует держать в течение следующей пары лет под навесом (ссылка на частые выбросы глауберовой соли при сбоях в работе). Во время сбоев возникают большие зловонные облака и возможны опасные ситуации для местных жителей. Сообщил ли завод, как действовать в таких ситуациях? Ранее часто в сотрудничестве между заводом и городом организовывали учения по действию в чрезвычайных ситуациях. Влияние сточных вод можно видеть до Пяйянтеэ. За пару лет, когда завод заработает на полную мощность, наверняка произойдут также аварии, связанные с выбросами сточных вод. Несомненно, недвижимость на берегу озера рядом с заводом упадет в цене.

[6.09.2017] Городская газета Ээнекоски сообщила, что на следующих выходных также будет пыль. Если ранее вывешенное во дворе белье сушилось только в атмосфере зловония, то теперь оно еще и пачкается. Спасибо тебе, завод!

[12.09.2017] (Нецензурное слово), какой гул слышался вечером 11 сентября! Определенно, это не соответствует законам. Дети истерично кричат, что происходит?

[25.09.2017] Постоянно сообщается, что если новый завод начнет исправно работать, то неприятные запахи и звуки, допускаемые в период запуска в эксплуатации, прекратятся. Сколько будет еще длиться эта настройка? Уже два месяца каждый день чувствуется вонь. Астматикам вообще нельзя выйти на улицу, даже здоровому человеку становится плохо. Кроме того, иногда слышится такой грохот, что дети и собаки пугаются.

[2.10.2017] Раньше можно было положить ребенка спать на улице, когда воздух был чистый (довольно часто). Теперь это невозможно, поскольку присутствует сильная вонь и всё то, что мы вместе с ней вдыхаем!

[4.10.2017] Конечно, опять был (непристойное слово) в воздухе 2-3.10. Какое загрязнение и яды на нас могли осесть?

[5.10.2017] Никто из правления, руководителей и председателей здесь больше не живет.

[17.11.2017] (Непристойное слово) какую кошачью вонь почувствовал, когда сегодня улаживал дела в Ээнекоски! Жалко местных жителей.

[19.11.2017] О предыдущем заводе тоже говорили, что он не испускает зловонных запахов, но вонял 30 лет.

[30.11.2017] Вы не могли бы этот «биозавод» закрыть? Продолжающееся (непристойное слово) парит в воздухе. Помимо этого, ближайшие водоемы уже почти уничтожены. Скоро не будет смысла даже ходить на рыбалку.

И т. д.

Ко всему этому можно было бы относиться с определенной оговоркой, форум есть форум, если бы сам завод на своем сайте не публиковал периодически сообщения о постоянно продолжающихся авариях.

[25.12.2017] В отопительном корпусе завода Ээнекоски по переработке биопродукции ночью произошло возгорание. Работники спасательной службы Центральной Финляндии и работники самого завода потушили пожар.

[27.12.2017] Последующие работы по тушению пожара в отопительном корпусе продолжаются.

[9.01.2018] В заводской системе сбора зловонных газов в период с 17.00 до 18.00 произошла поломка. Приносим свои извинения за неудобства в связи с неприятным запахом.

[12.01.2018] В результате нарушения процесса утром 12.01.2018 произошел выброс пыли в окружающую среду. Пыль содержит глауберову соль, которая не представляет опасности, но пачкает. К настоящему времени нормальные уровни восстановлены.

[4.02.2018] В заводской системе сбора зловонных газов утром произошла поломка. Приносим свои извинения за неудобства в связи с неприятным запахом.

Прошу прощения у предпринимателей, поскольку к моей должности должно относиться сохранение и развитие хороших отношений, но в душе я, прежде всего, эколог и не могу скрывать обнаруженные факты. То, что происходило при запуске целлюлозного завода в Ээнекоски, является очень весомым и серьезным негативным воздействием на экологию, причем в Финляндии имеется опыт, насчитывающий много десятков лет.

Почему я об этом пишу? Потому что ни одна оценка воздействий на экологию, опираясь на самую лучшую доступную технологию, не способна адекватно оценить постоянно происходящие нарушения в технологических процессах. Здесь мы можем исходить только из аналогов, и если Ээнекоски действительно является аналогом, самой новой и самой современной технологией, как утверждается, то ожидает ли нас в будущем то, что происходит в Ээнекоски в течение последнего полугодия? По сравнению с тем, как мы решили проблему зловония в Ляхте, здесь совершенно противоположная ситуация, и поведение на основе аналогов может быть наиболее адекватным.

Представляю в своем воображении тот день, когда мы впервые почувствуем запах, будь то в Тарту либо на реке или походных тропах в его окрестностях. И тогда, глядя в зеркало, мы спросим у себя, действительно ли это было самое лучшее, что мы могли сделать в Эстонии и в Тарту? И напоследок, вспоминая о сегодняшнем дне, я понял, почему не отложил написание этой статьи. Это рассказ возник сам собой, из глубины души, и я чувствую, что на это стоило потратить день отпуска. В любом случае душа немного успокоилась, когда я смог поделиться.

Возражение лесопромышленника Маргуса Кохава (без редактирования):

Спасибо тебе, Эрик, за откровенное высказывание, выражающее человеческую обеспокоенность. Я тебя очень хорошо понимаю. Невозможно защитить завод в Ээнекоски от них самих. Я был на этом заводе 30 января. С 15 августа завод находится в фазе запуска и еще не работает в обычном ритме. В течение 6 часов, когда я был на территории завода, я не почувствовал ни одного неприятного запаха.

Со своей стороны мы получили от представителей завода согласие, что делегация, состоящая из представителей Тартуского уезда и чиновников по вопросам окружающей среды, может посетить завод Ээнекоски в марте или апреле. Мне было бы очень приятно, если бы ты смог приехать вместе с остальными в качестве одного из гостей.

По словам представителей завода, город Хельсинки получает питьевую воду из той же озерной системы, куда целлюлозный завод Ээнекоски спускает очищенную воду. Рядом с заводом, в той же озерной системе, местные рыбаки ловят форель. Форель живет только в чистой воде.

Однако я понимаю также причины беспокойства людей, живущих в окрестности завода Ээнекоски. При настройке оборудования на фазе запуска завода могут происходить сбои. Они, очевидно, происходили и на заводе Ээнекоски. Можно, конечно, спорить над тем, что фаза запуска оказалась слишком длинной. В интересах местных жителей, безусловно, чтобы это время было по возможности коротким.

Единственное, о чем при изучении возможности строительства завода мы просим, – это терпение, чтобы дождаться выяснения результатов исследований. Возможные поставщики технологии, с которыми мы до сих пор общались, все утверждали: с помощью современных технологий можно избежать загрязнения воздуха, воды и шумового загрязнения. Хочу еще раз повторить то, что я неоднократно раньше говорил – эстонские предприниматели, изучающие возможность строительства завода, не будут строить в Тарту или в окрестностях Тарту завод, загрязняющий окружающую среду, ни при каких условиях. Окружающая среда есть и остается приоритетом. Тарту должен оставаться Тарту и в дальнейшем. Будущее этого города нам небезразлично.

Leave a comment